Линейное программирование 4 (24 марта 2025)

  1. Сведения разных форм LP, частные случаи LP (m уравнений, n неизвестных)
    1. (cx → max) ↔ (cx → min)
    2. (cx → max) → поиск произвольного решения (бинпоиск по ответу)
    3. Ax = b, x ≥ 0 ⇒ m ≤ n (линейно независимые строки)
    4. Ax ≥ b ⇒ m ≥ n (линейно независимые столбцы)

  2. Обучение Перцептрона
    1. Формулировка: нейрон/перцептрон, отделимость точек плоскостью, форма ∀i <ai,x> >0
    2. Алгоритм для Ax > 0: начинаем с x0 = 0, пока ∃ aij <xj, ai> ≤ 0, xj+1 = xj + aij
    3. Конечность числа итераций: |ai| = 1, |xk|2 = |xk-1 + aik|2 ≤ |xk-1|2 + 1 ≤ k
    4. Конечность числа итераций: x* − ответ, |x*| = 1, тогда <xk,x*> ≤ k * mini<ai,x*> и <xk,x*> ≤ |xk|
    5. Точность сходимости (проблема проявляется уже в 2D, когда ∃ ai, aj: <ai, aj> мало)

  3. Ax ≤ b для малых n − пересечение полуплоскостей, полупространств.
    1. Решение для n=1 за O(m)
    2. Рандомизированное решение для n=2 за O(m)
    3. Рандомизированное решение за O(m×n!)
    4. Рандомизированное решение за O(m2 n)

  4. Алгебра
    1. Унимодулярная матрица. Минор. Тотальная унимодулярность (TU).
    2. Ax = b, Ax ≤ b, целочисленность решений для TU матрицы A.
    3. Тотальная унимодулярность матрицы инцидентности двудольного графа.
    4. Что будет для недвудольных? Раздвоение недвудольного, полуцелое решение.

  5. Двойственность
    1. Построение двойственных задач для Ax = b, x ≥ 0 | Ax ≤ b | Ax ≤ b, x ≥ 0
    2. Слабая и сильная теоремы двойственности
    3. Доказательство сильной теоремы двойственности: симплекс метод корректен и таскает за собой решения и прямой, и двойственной задач (откатываем решение с конца к началу)

  6. Упражнения
    1. Даны k n-мерных сфер. Найти ∀ точку пересечения.
    2. Даны k n-мерных конусов. Найти ∀ точку пересечения в предположении, что она ∃ и имеет координаты до 1020.
    3. Запишите двойственную в общем виде для задачи Ax ≥ b, x ≥ 0, ctx → max
    4. Запишите двойственную к x1 + x2 ≤ 2, 3x1 + x2 ≤ 5, x1 + 3x2 ≤ 5, 2x1 + 3x2 → max. Нарисуйте обе задачи.
    5. Если у задачи нет решений, или максимум не ограничен, что с двойственной задачей?

  7. Матричные игры
    1. Детерминированные стратегии. Вероятностные стратегии.
    2. Оптимальная вероятностная стратегия: mini(∑aijxj) → max
    3. Записываем задачу через LP для первого и второго игроков. Проверяем, что задача второго двойственна задаче первого.
    4. Теорема Нэша для матричных игр (сильная теорема двойственности для уже записанных задач LP)